Образование
Русский
- уровень образования - дошкольное образование.
- форма обучения - очная.
- нормативный срок обучения - до 5 лет, продолжительность обучения на каждом возрастном этапе - 1год.
Основной структурной единицей ДОУ является группа детей дошкольного возраста.
Реализуемые образовательные прогаммы
Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптированные образовательные программы
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушениями зрения (слабовидящих и обучающихся с пониженным зрением (косоглазием и амблиопией, функциональными растройствами и нарушениями зрения) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №85 "Гвоздика".
Адаптированные образовательные программы
Русский
МБДОУ детский сад № 85 "Гвоздика" реализует адаптированную образовательную программу дошкольного образования (АОП ДО).
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детского сада № 85 "Гвоздика" (далее - АОП ДО) - документ, самостоятельно разработанный и утверждённый МБДОУ детским садом № 85 "Гвоздика", осуществляющим образовательную деятельность на уровне дошкольного образования, разработанный в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФАОП ДО), и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - Стандарт) для обучающихся дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) – для обучающихся с нарушениями зрения.
Цель реализации программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. (копия прилагается).
Задачи Программы:
реализация содержания АОП ДО;
коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
3. Позитивная социализация ребенка.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и обучающихся.
5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
6. Сотрудничество Организации с семьей.
7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
АОП ДО МБДОУ детского сада № 85 "Гвоздика" учитывает специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО для обучающихся детей с нарушениями зрения:
1. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование обучающихся: Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями обучающихся, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся детей с нарушениями зрения, оказанию психолого-педагогической и (или) медицинской поддержки в случае необходимости. (Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Росток» г. Ульяновска (МБОУ Центр «Росток»)).
2. Индивидуализация образовательных программ дошкольного образования обучающихся детей с нарушениями зрения: предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности.
3. Развивающее вариативное образование: принцип предполагает, что содержание образования предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
4.Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей: в соответствии со Стандартом АОП ДО предполагает всестороннее социально¬-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие обучающихся посредством различных видов детской активности. Деление АОП ДО на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие обучающихся детей с нарушениями зрения. Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно связано с другими областями.
5.Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей АОП ДО МБДОУ детского сада № 85 "Гвоздика": Стандарт и ФАОП ДО задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых МБДОУ детский сад № 85 "Гвоздика"разработал свою адаптированную образовательную программу, определяя выбор способов их достижения, выбор образовательных программ, учитывая разнородность состава групп обучающихся, их психофизических особенностей, запросов родителей (законных представителей).
2. АОП ДО МБДОУ детского сада № 85 "Гвоздика", реализует принципы Стандарта, имеет модульную структуру.
- Рамочный характер Программы раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в ДОО, возрастных нормативов развития, общих и особых образовательных потребностей обучающихся дошкольного возраста с ОВЗ, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание образовательной деятельности, организация образовательной среды, выступают в качестве модулей, из которых создается основная образовательная программа МБДОУ детского сада № 85 "Гвоздика".
- Структура Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный.
Программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования обучающихся дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп компенсирующей направленности. Планируемые результаты – это характеристики возможных достижений ребенка на разных возрастных этапах. В соответствии с периодизацией психического развития ребенка дошкольное детство подразделяется на три возраста, но возрастные ориентиры носят условный характер: дети могут продемонстрировать планируемые результаты раньше или позже, чем это написано в федеральной программе (п. 15 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028).
- В соответствии с Программой описание традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей включено в часть, формируемую участниками образовательных отношений МБДОУ детского сада № 85 "Гвоздика".
- Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития обучающихся, а также качества реализации АОП ДО МБДОУ детского сада № 85 "Гвоздика". Система оценивания качества реализации программы МБДОУ детского сада № 85 "Гвоздика" направлена в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий внутри образовательного процесса.
- Программа для разных нозологических групп разработана с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся указанных групп.
Аннотации к рабочим программам дисциплин.
- учебный план - разрабатывается на учебный год, утверждается Педагогическим советом, отражает недельную и годовую образовательную нагрузку на воспитанников в организованной образовательной деятельности, совместной коррекционной деятельности учителя-логопеда и детей, совместной деятельности педагога-психолога и детей (в виде электронного документа прилагается)
- рабочие программы педагогов – это документы, отражающие специфику образовательной деятельности конкретной группы или конкретного педагога (учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателя), разрабатываются на учебный год, утверждаются Педагогическим советом. В рабочей программе отражаются цели, задачи, содержание, формы, условия образовательной работы с детьми определённого возраста с учётом специфики их развития. Рабочие программы должны быть доступны для ознакомления всем педагогам учреждения, а так же родителям воспитанников (в виде электронного документа прилагаются);
- календарный учебный график - разрабатывается на учебный год, утверждается Педагогическим советом, содержит следующую информацию: режим работы ДОУ; начало, окончание, продолжительность учебного года; продолжительность образовательного процесса в учебном году; сроки мониторинга (оценки индивидуального развития детей); сроки проведения каникул, их начало и окончание; праздничные дни (в учебном году); продолжительность организованной образовательной деятельности; максимально допустимый объём образовательной нагрузки; начало, окончание, продолжительность летнего оздоровительного периода (в виде электронного документа прилагается).
Русский
В ДОУ используются дистанционные технологии обучения. Они помогают родителям не прерывать образовательный процесс ребёнка во время карантина